По данным физиологов, к 7 годам
кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и
обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению).
Однако наиболее важные отделы
головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных
форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего
формирования.
НЕСОВЕРШЕНСТВО РЕГУЛИРУЮЩЕЙ
ФУНКЦИИ КОРЫ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:
- Моторные
навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны
- Внимание
еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво
- Произвольная
память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания,
пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
- Мышление
первоклассников преимущественно наглядно-образное
- Поведение
первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью,
недисциплинированностью.
Семилетки являются более зрелыми
в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем
шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях
легче включаются в учебную деятельность.
Познавательная сфера - Произвольность
психических процессов
- Сформированность
важнейших учебных действий
- Высокий
уровень развития наглядно-образного мышления, начальный уровень развития
логического мышления
- Развитие
речи (понимание смысла текста или простых понятий)
- Развитие
тонкой моторики (способность к сложной двигательной
активности при обучении письму и рисованию)
Особенности поведения и общения
школьников
- Владение
приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками
- Установление
адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их
- Соблюдение социальных и
этических норм
- Поведенческая саморегуляция
Особенности мотивационной сферы
- Наличие
и характер учебной мотивации (желание учиться, идти в школу)
- Устойчивое
эмоциональное состояние (уровень тревожности):
отсутствие
выраженных противоречий между требованиями школы (педагога) и родителей; и
требованиями взрослых и возможностями ребенка.
Каким
образом организовать ученье без мученья?
- Наличие
и характер учебной мотивации (желание учиться, идти в школу)
- Устойчивое
эмоциональное состояние (уровень тревожности):
отсутствие
выраженных противоречий между требованиями школы (педагога) и родителей; и
требованиями взрослых и возможностями ребенка.
Какая
помощь необходима ребенку?
Прежде всего, ребенка необходимо
научить учиться. Требования в школе сейчас очень серьезные, и надо сделать всё,
что только может облегчить жизнь Вашему малышу-ученику.
С
чего могут начаться школьные проблемы?
С не записанных или неточно записанных
заданий. Но навык вырабатывается не сразу. Однако, если к концу 3-го
класса эта проблема не решена - это повод, чтобы насторожиться! В любом случае
не ругайтесь, а лучше берите это дело под свой контроль.
В
каком порядке учить уроки?
При приготовлении домашних
заданий психологи советуют чередовать устные и письменные задания, начиная с
более трудоёмких. При этом желательны небольшие перерывы с активными
движениями.
С
поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более
авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем
педагоге.
Ваш
ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может
что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Если
вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь
обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
|