Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 99

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная

Регистрация

Вход
Сайт учителя
начальных классов

Лебедьковой
Юлии Ивановны

МОУ "СОШ № 67",
г. Магнитогорск
Главная » Статьи » Для родителей

Психологические особенности первоклассников
Поступление в школу — пере­ломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обу­чения кардинальным образом ме­няет весь его образ жизни. Свой­ственные дошкольникам беспеч­ность, беззаботность, погружен­ность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требо­ваний, обязанностей и ограниче­ний: теперь ребенок должен каж­дый день ходить в школу, систе­матически и напряженно трудить­ся, соблюдать режим дня, подчи­няться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, вы­полнять требования учителя, за­ниматься на уроке тем, что опре­делено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших ре­зультатов в учебной работе и т.д. В этот же период жизни, в 6—7 лет, меняется и весь психо­логический облик ребенка, преоб­разуется его личность, познава­тельные и умственные возможно­сти, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обяза­тельно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего но­вого социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович). Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первокласс­ника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику пре­одолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязан­ности. Это особенно важно па пер­вых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учеб­ный материал объективно однооб­разен и не слишком интересен. Многие из сегодняшних перво­классников являются весьма иску­шенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачи­вает для ребенка элемент новиз­ны, мешает ему пережить значи­мость этого события. В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит ро­дителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, вни­мание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласс­нику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе. НОВЫЕ ПРАВИЛА Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», положено», «правильно», «неправильно» лави­ной обрушиваются на первокласс­ника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными же­ланиями и побуждениями ребен­ка. К этим нормам нужно адапти­роваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успеш­но справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотно­шения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включает­ся в школьную жизнь. АДАПТАЦИЯ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ Тем не менее, начало школьно­го обучения является для каждо­го ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испыты­вают тревогу, растерянность, на­пряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивля­емость организма, могут нару­шаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хрони­ческие заболевания. Дети, каза­лось бы, без повода капризнича­ют, раздражаются, плачут. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, У других— одну четверть, у тре­тьих — растягивается на весь пер-вый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особен­ностей самого ребенка, от име­ющихся у него предпосылок овла­дения учебной деятельностью. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной де­ятельности требуют от ребенка ка­чественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высо­кой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассника в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6—7 лет. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий яв­ляется уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возмож­ность перехода к систематическо­му обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили сво­его формирования (развитие лоб­ных отделов мозга заканчивается лишь к 12—14 годам, а по некото­рым данным — лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказы­вается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свой­ственных детям особенностях эмо­циональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, об­ладают низкой работоспособнос­тью и быстро утомляются, воз­будимы, эмоциональны, впечат­лительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами. Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет не­большой объем, плохо распреде­ляемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у до­школьников) хорошо развита не­произвольная память, фиксиру­ющая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на примене­ние специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработ­ки материала, для первоклассни­ков пока еще не характерна в силу слабости развития самих мысли­тельных операций. Мышление первоклассников пре­имущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине не­- достаточно сформированного внут­реннего плана действий. Поведение первоклассников в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произволь­ности, регуляции действий также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинирован-ностью. Став школьником и приступив к овладению премудростями учеб­ной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять со­бой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными це­лями и намерениями. Родители и учителя должны по­нимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обес­печивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необ­ходимо избегать довольно распро­страненного противоречия: с по­рога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано. Известный отечественный пси­холог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школь­ников решения таких арифметиче­ских задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от уча­щихся организованности, приле­жания, ответственности аккурат­ности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предва­рительно дать детям соответству­ющие умения и навыки и воспи­тать у них соответствующие при­вычки. Первоклассники, уже перешаг­нувшие семилетний рубеж, явля­ются более зрелыми в плане пси­хофизиологического, психического и социального развития, чем шес­тилетние школьники. Поэтому се­милетние дети, при прочих рав­ных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятель­ность и быстрее осваивают требо­вания массовой школы. Первый год обучения опреде­ляет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руковод­ством взрослых соверша-ет чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Категория: Для родителей | Добавил: admin (15.04.2010)
Просмотров: 1354 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Проекты

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Часы

    Погода
    Яндекс.Погода

    Copyright MyCorp © 2025 Создать бесплатный сайт с uCoz