Сегодня мне хочется обратиться к самым, пожалуй, счастливым родителям –
родителям первоклассников – с такими словами: "Дорога наша жизнь, но
дороже детей нет ничего". Так давайте остановимся на некоторых важных
аспектах воспитания в адаптационный период.
- Поступление
в школу для ребенка – это стресс. Очень много нового и непривычного видит он в
школе. Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, – быстрая
утомляемость. На первом уроке они откровенно зевают, на третьем – лежат на
партах. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку? Прежде всего, стоит помнить о старых и надежных способах
поддержания здоровья первоклассника. Это соблюдение режима дня: сон не менее 10
часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения.
Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо
восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные (до двух часов) прогулки
на воздухе – не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра
настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите: "Доброе
утро", – и собирайтесь в школу без суеты.
а) Придя
с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего,
кроме утренней усталости, не дают. А вот объяснить безопасный путь в школу
ребенку необходимо. Безопасный, но не короткий.
б) Встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому,
что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас. Терпеливо выслушайте его,
похвалите, поддержите и ни в коем случае не ругайте – ведь пока еще не за что.
Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для
первоклассника сейчас это очень важно. Замечание должно быть конкретным, а не
касаться личности ребенка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради
маленький беспорядок. Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.
в) Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет
либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.
Я
не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные
пеленки, а вот за испачканные тетрадки – сколько угодно. Хотя и в том и в
другом случае период марания неизбежен. Ребенку не нужна позиция прокурора,
которую так часто занимают родители: "Будешь переписывать пять раз, пока
не получится хорошо!" Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом.
- Сегодня
одна из главных задач школы – оздоровление ребенка, и потому в целях облегчения
процесса адаптации первоклассника применяется ступенчатый режим учебных занятий
с постепенным наращиванием учебной нагрузки: в сентябре – 3 урока по 35 минут
каждый, со второго полугодия – 4 урока по 35 минут.
- Духовное
и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто
работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он
работает и живет жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя,
помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь
категорично высказывать свое мнение о них – лучше посоветуйтесь: ведь все, что
делается учителем, прежде всего,
делается на благо вашего ребенка.
|